С 01.01.2014г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
ФГОС дошкольного образования действующий с 1 января 2014г. включает в себя требования к:
- структуре Программы и ее объему;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Целевые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте, в соответствии с ФГОС:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. "Об утверждении ФГОС ДО"
- Ссылки на ФГОС начального, основного и среднего общего образования https://docs.edu.gov.ru/#activity=26
- План - график основных мероприятий по внедрению ФГОС ДО в работу МДОУ "Детский сад № 59" на 2015 – 2016 годы
- План рабочей группы по внедрению ФГОС ДО на 2014 – 2015гг.
- Отчет о реализации плана – графика мероприятий по введению в действие ФГОС ДО МДОУ "Детский сад № 59"
- Родителям о ФГОС ДО
Обновление нормативной базы дошкольного образования
ФЗ №371-ФЗ от 24 сентября 2022 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
П. 6 статьи 12:
- Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования
- Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования
Обновленный ФГОС дошкольного образования
в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., рег. № 72264)
Основные изменения во ФГОС ДО:
- ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования
- Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО
- Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее - образовательные области)
- Расширено и конкретизировано содержание образовательных областей частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства
- Содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
- Обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП
- в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО
- Максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН
- Включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования