Страница обновлена 08.09.2022

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 59" города Ярославля

Страница обновлена 08.09.2022
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 59" города Ярославля
Термин "социальная безопасность" сравнительно недавно вошел в научный и политический оборот. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Один из возможных подходов в определении понятия "социальная безопасность" получил распространение за рубежом. Для этого подхода характерно ассоциировать понятие "социальная безопасность" с понятием "социальное обеспечение". При этом полагается, что решение проблем обеспечения социальной безопасности, предоставления материальной и иной помощи нуждающимся категориям граждан, является основополагающим аспектом обеспечения национальной безопасности в целом. В соответствии с данным подходом осуществляется практическая работа по решению проблем социального характера. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении.

Основные источники угроз психологической безопасности дошкольника можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

• в трудностях засыпания и беспокойном сне;

• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

• в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

• в рассеянности, невнимательности;

• в беспокойстве и непоседливости;

• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

• в проявлении упрямства;

• в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

• в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

• в игре с половыми органами;

• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

• в повышенной тревожности;

• в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них. Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии.

Что включают в себя понятия психической и социальной безопасности ребенка?

Организация условий, обеспечивающих психическую безопасность детей, в первую очередь предполагает создание благоприятной возможности для формирования новых динамических стереотипов поведения для самореализации в интеллектуальной и познавательной деятельности. Психическая безопасность является базисом психического здоровья детей.

При организации образовательного процесса необходимо обращать внимание на охрану нервной системы детей и их психики, а именно: на организацию рационального гибкого режима дня, оптимальное, а в период адаптации минимальное количество новой информации, внедрение современных здоровьесберегающих форм, обеспечение условий для оптимальной двигательной деятельности детей — самостоятельной и организованной, достаточное время пребывания на свежем воздухе и др.

Социальная безопасность обеспечивается специальной психолого-педагогической работой по формированию устойчивого детского сообщества, нормализации жизнедеятельности, а также отходом от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми. Организация атмосферы эмоционального благополучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей. Многие «необдуманные» поступки дети совершают не по незнанию, а в силу неустойчивости психических реакций.

Таким образом, понятие «социальная безопасность» комплексное психолого-педагогическое явление, это состояние защищенности дошкольника от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. (По материалам сайта http://www.scienceforum.ru/2014/360/1729)
 
В Ярославле в помощь семье работает "Центр помощи семье и детям". Расположен Центр в Красноперекопскоп р-не ул.Маланова, д.12.
Время работы: пн.-чт.8.30-17.30, пт. 8.30-16.30.сб.-вс.-выходной. Тел.8(4852) 74-64-21. Адрес сайта http://semiya-i-deti.ru/
 
 В нашем детском саду для социальной безопасности дошкольников приняты комплексные меры по ее обеспечению:
  1. Создан банк нормативно- правовых документов
  2. Активно ведется работа с родителями (проводятся консультации, беседы, анкетирование родителей по данной теме) 
  3. Ведется работа со специалистами детского сада (психолог, медицинский персонал)
  4. Проводятся беседы и консультации с педагогами 
  5. Обеспечение психологической безопасности в период адаптации к условиям детского сада
  6. Контроль со стороны администрации детского сада
  7. Взаимодействие  с комиссией по делам несовершеннолетних
  8. В детском саду ведет работу Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.