муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 59" города Ярославля

ПЕСКОТЕРАПИЯ.

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще не может говорить и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и от беспокойства.

Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Все игры с песком условно можно условно разделить по трем направлениям:

  • Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).
  • Познавательные (с их помощью создается многогранность нашего мира)
  • Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка)

На  этапе адаптации мы используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.(Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; при движении руки по песку ощущаются песчинки):

  • Отпечатки кулачков, костяшек пальцев(найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);
  • Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же поставив ладонь ребром.
  • «Пройтись» поочередно по поверхности песка каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками вместе).
  • «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие  «вверх-вниз» – движется вся кисть).
  • Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (Чьи это следы?)

Ценность этих упражнений в том, что наряду с мелкой моторикой и тактильно–кинестетической чувствительности  мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре